« 25 »  02  20 15 г.




Понятие коллектива в педагогике

Критерием этого развития считается отношение коллектива к предъявляемым педагогическим требованиям. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность его членов, направленная на достижение общих целей. Внутренние же процессы, свойственные ему как социально-психологической общности, оказываются неуправляемыми, что нередко приводит к противоречиям и конфликтам в детской среде. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Эту задачу он решал практически, когда создавал детские приюты для детей-сирот, потерявших родителей в годы социальных беспорядков, потрясавших Западную Европу в этот период и строил воспитание в них по типу семейного коллектива, в котором старшие заботились о младших, царили благожелательные отношения и трудовая атмосфера. Разрабатывали теорию коллектива такие известные советские педагоги, как Н. Разновозрастная группа — форма, проверенная временем, и в разных педагогических системах получившая одобрение. В летних оздоровительных лагерях существуют профильные смены и профильные отряды, в которые собираются дети по принципу общего дела — увлечения. Последовательное развитие идеи А.

Выявить взаимосвязь и различия рассматриваемого понятия в источниках по педагогике и психологии. «Требование, — писал А. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям. Заключение Итак, обобщая все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: Понятие коллектива в психологии: коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. В этом его основное психологическое отличие от других групп. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Июньский 1983 Пленум ЦК КПСС поставил перед педагогической наукой важные и сложные задачи, связанные с совершенствованием системы народного образования, с перестройкой работы школы — важнейшего ее звена. В нем под руководством педагога ребенок приобретает опыт коллективного поведения как в позициях подчинения, так и руково­дства. В своем развитии в качестве инструмента воспитания коллектив проходит три основные стадии.

В традиционной педагогике в качестве относительно самостоятельных фигурируют категории педагогического руководства и самоуправления. Воспитательный коллектив мы рассматриваем как особый тип социалистического трудового коллектива, как его разновидность наряду с производственными, научными, армейскими коллективами. Адаптация личности в коллективе. Понятие воспитательного коллектива, его функции, структура и основные стадии этапы формирования. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Обычно это делается на первоначальном этапе на классном часу или во время специальной беседы. Самый простой и широко распространенный — принцип возраста.

При организации коллективных дел важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Чем более культурно развитым и духовно богатым становится ребенок по мере своего общего развития, тем более возрастают возможности его положительного влияния на других. Процесс формирования коллектива проходит несколько этапов. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности мотивационные отношения : мотивы, цели коллективной деятельности, отношение к объекту деятельности, социальный смысл коллективной деятельности. Вот его основные вехи: утверждение социально ценностных норм жизни группы; коллективная деятельность, единый результат которой достигается усилиями каждого члена группы; демократические основы руководства жизнедеятельностью группы, базирующиеся на возложении полномочий и смене лидеров группы в разноплановой деятельности; перспектива завтрашней радости: близкая, средняя, далекая — придающая энергетическое движение группе; традиции группы, фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и отличность коллектива; участие группы в общественной жизни, реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством; расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка. Например, из-за того, что кто-то плохо дежурил, классу приходится целую неделю дежурить повторно, выполнять работу вне очереди.

В последние десятилетия педагогические исследования направлены на выявление более эффективных форм организации воспитательных коллективов Т. Умелое предъявление педагогом требований к учащимся. Верно составленная система вопросов позволяет детскому коллективу самостоятельно определить перспективы предстоящей деятельности, "не замечая" помощи учителя или воспитателя. Вот почему в разработке индивидуальных поручений следует идти не только от потребностей коллектива, но и от возможностей и интересов самих школьников. Оно помогает быстро организовать детей, укрепить взаимоотношения. Раскройте, как полученные данные можно использовать для организации интересной и содержательной жизни детского коллектива.

Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Наиболее благоприятно, как подтверждает опыт, отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Вот почему в системе коллективного воспитания большое значение имеет организация перспективных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлекательных перспектив. Общая совместная деятельность и ее организация для достижения поставленной цели совместными усилиями быстрее достичь определенной цели, каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, необходима высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности. Первичные коллективы через органы самоуправления, полномочных лиц связаны с общешкольным коллективом. Раз­витие коллектива означает постановку перед ним и постепенное услож­нение перспектив: близких, средних и далеких. В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. В силу этого до последнего времени оставалась нераскрытой, а следовательно, и незадействованной ее эвристическая функция. При этом сам актив должен иметь реальные полномочия.




Роман Гарбуз

На первоначальной стадии развития цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса. В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила: Разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности, независимости, желанием проявить свою инициативу и самодеятельность.